среда, 28 сентября 2011 г.

Врожденная программа техники безопасности ребенка

Какой маме незнакомо чувство холодеющих конечностей, когда она видит свое чадо, собирающееся прыгнуть с кровати? вылезшее на высокую горку? засовывающее пуговицу в нос? и... т.д.
Как реагировать? Не хочется вырастить ребенка, боящегося всего и вся, но и допустить травмирование обожаемого дитятка нельзя.

Итак, запомним самое главное правило:
ДЕЙСТВИЯ ПО ВРОЖДЕННОЙ ПРОГРАММЕ - БЕЗОПАСНЫ!

Что является врожденной программой?

Прыжки, спрыгивания.
Осваивают к 2-ум годам. Сначала обучаются спрыгивать - с небольшой высоты, например, с книжки, потом с 2-ух книжек, с табуреточки, затем со стола(70-80см). Перед прыжком малыш оценивает высоту, потом прыгает или откладывает это на другой раз (если чувствует, что не готов). Хорошо дозирует высоту. Может все время бодрствования спрыгивать (научное исследование – до 400 раз).
Как действовать?
Не вмешиваться в действия ребенка, такие как залезание на различную высоту, прыжки, спрыгивания, кружение и т.п.
Что значит не вмешиваться? Значит отвернуться и заниматься своими делами. Если не получается - просто выйдите из комнаты.
ВАЖНО! Все члены семьи должны себя так вести!
Если ребенок увидел, что вы на него смотрите, он параллельно со своим занятием начинает строить социальные отношения с вами и может упасть. Если он увидел, что вы на него смотрите - нужно сразу же бежать его ловить! Если зовет - хочет похвастаться-показать-продемонстрировать, что умеет – не ловить, а смотреть и восхищаться.
Перепрыгивание с одного предмета мебели на другой, прыжки через предмет. Работает врожденная программа – брахиация - раскачивание, перепрыгивание.
Ребенок реализовывает эту программу до 12 лет.

Спуски и подъемы. Освоение уровней и пространства.
Ребенок различает 3 уровня, которые определяются его ростом:
1-й уровень – половина его роста(от пола на 40см). Если подошел, наклонился и лег, то это он определил 1-й уровень (стулья, табуретки)
2-й уровень – полный рост ребенка (от 40 до 80см) – столы, комоды, тумбы.
3-й уровень – выше 80см (если тянется, встает на мысочки – это 3-й уровень для него) – шкафы, стеллажи.
Сначала дети осваивают навык подъема, затем навык спуска. Если забрался сам на какую-то высоту, значит освоил навык подъема, и это значит, что с этой высоты он не упадет. Главное, спокойно подождите - либо сам слезет, либо позовет на помощь - тогда нужно идти снимать его. Может, например, залезть на стол и сидеть там играть 2 часа, а потом слезть или позвать, чтобы сняли.
Как помочь освоить навык спуска? Нужно научиться различать, когда снимать, а когда просто немного помочь. Например, не может слезть со стула, ноги не дотягиваются до пола - в этом случае помочь довести ногу до пола, чтобы почувствовал опору - показать расстояние. Пару раз так поможете, дальше сам почув.
Сюда же можно отнести и освоение лестниц и ступеней - они осваиваются параллельно с уровнями квартиры.
На четвереньках залезает наверх, а как слезть – не знает. Нужно учить спускаться – разворачивать попой вниз.
Если ребенок по лестнице ходит приставным шагом – значит высота ступеньки выше, чем высота его голени. Если ниже – то попеременным шагом.
Если держится за перила или стенку, значит рост еще маленький. Чем выше рост, тем быстрее малыш начинает ходить без перил. Необходимо показать опасность "ныряния" вниз головой. Со временем детеныш почувствует уверенность и начнет уверенно слезать.

Упорное подползание к краю.
Здесь для "включения" врожденной программы нужно приложить некоторые усилия.
Ощущению края идеально начинать учить с 4-6 мес. Слово "учить" в этом случае не совсем верно, так как ощущение края заложено в ребенка природой (врожденная программа). Но ограждение малыша с рождения территорией кроватки и коляски значительно урезает его способности.
Для того, чтобы дать ребенку понимание "края", сначала необходимо смоделировать ситуацию падения – положить на край, дать пролететь и внизу словить. По время "падения" говорить "бух". Если сам не пролетит, не испугается - не поймет понятия «край».
Альтернативный способ: посадить на край (спиной к краю) и «окунать» назад, говоря «бух».
После каждого "бух" как в первом, так и во втором случае показывать, как правильно нужно слезать: разворачивать спиной к краю и ноги спускать вниз.
Несколько раз нужно повторить эти комплексные попытки. Всем детям требуется разное количество, но в основном трех-пяти бывает достаточно.
Собственный опыт - буквально со второго раза уже при подползании к краю начинал разворачиваться попой )
После освоение «края» малыш сможет сидеть на краю и не падать.
НО! Если ребенок замечает вмешательство, сочувствие, неуверенность взрослого, что он справится - то наверняка начнет падать.
Если ребенок край знает, но все равно падает - значит уже играет на публику. Стелим мягкое одеяло на пол и отворачиваемся или уходим.
То же самое касается всех членов семьи - если мама игнорирует, а бабушка ловит, начнет падать и при маме (очень редко бывают счастливые исключения)

Кружение.
Это врожденная программа развития вестибулярного аппарата. Не мешайте малышу его тестировать!
Если кружится сам, в одиночку - не обращать внимания на это, ничего не говорить – не вступать с ним в социальные отношения, он не упадет и сам остановится. Если кружится, играя (с мамой и т.д.), то ответственность на том, с кем он играет и тогда ловить, если что.

Биение головой (лбом, затылком) о твердые предметы.
Тоже врожденная программа развития вестибулярного аппарата.
Ребенок никогда не травмируется, если не обращать на него внимания. Он способен сам рассчитать силу. Если обращать на это внимание, то будет делать это специально для родителей или зрителей и может разбить голову довольно серьезно. Лучше сразу перестать обращать внимание и просто уйти. Биться точно перестанет.

Свисание вниз головой (лежа на спине, животе) - врожденная программа развития органа равновесия - внутреннего уха.
Если увидит, что вы на него смотрите во время свисания, то контролируйте. Если не обращать внимания и уйти, то малыш проконтролирует себя сам.
Сидит на руках и откидывается назад (рассчитывает, что мама поймает) – тоже развитие внутреннего уха.

Развитие мелкой моторики рук - это развитие интеллекта.
Руки – важный источник сенсорной информации.
Малыш обязательно все ощупывает, собирает соринки, расковыривает дырочку на обоях, на одежде.
Это действует врожденная программа развития интеллекта через руки.
Необходимо почаще предлагать играть мелкими вещами – горохом, гречкой, фасолью (на кухне), бусинками, пуговицами и т.п. (в комнате). – пусть перебирает, высыпает, пересыпает, раскладывает.
НИКОГДА рядом с играющим ребенком не говорить слов с подобным значением: выплюни, вытащи изо рта, подавишься, проглотишь, не рассказывать историй как кто-то где-то подавился или куда-то засунул. Лучше и не думать об этом. Не получается – выйдите из комнаты!
Засовывать мелкие предметы в нос, рот – этого нет во врожденной программе. Ему об этом сообщили - рассказали (см. выше).
Если тянет в рот – не страшно. Перекатывают во рту мелкие предметы – полезно, тренируют язык, если проглотит – тоже не страшно, все выйдет.
Если ребенок услышит случайно слова «Проглотишь, подавишься или историю о ком-нибудь, кто подавился», нужно убрать от ребенка мелкие предметы на 2 недели, иначе может подавиться.

Вывод. Не слушать никаких страшилок и не позволять при ребенке ничего такого рассказывать.
Родственников и их "охи-ахи" стараться держать подальше от малыша во время потенциально опасных действий.
Спокойствие в любой ситуации, стараться максимально быть наблюдателем, а не участником.
Главное - верить в своего ребенка, верить, что все, что он делает - правильно, безопасно и вовремя именно для него.

Комментариев нет:

Отправить комментарий